В минувшем октябре концерн Volkswagen AG бодро отрапортовал о значительном росте продаж своих электромобилей. Цифры действительно впечатляют: за первые девять месяцев по всему миру было продано 531500 батарейных машин всех марок, и это на 45% больше, чем за аналогичный период 2022 года! На электромобили пришлось 7,9% всех проданных автомобилей концерна.
Еще более впечатляют показатели роста по регионам. В Европе — на 61% (до 341100 электромобилей), а в США — аж на 74%, хотя абсолютный показатель скромный (50300 машин). На этом фоне Китай продемонстрировал невыдающиеся 4% роста (117100 реализованных экземпляров). Руководство немецкого концерна ожидает, что по итогам всего 2023 года на электромобили придется около 10% от всех проданных машин.
Но электромобильное будущее концерна отнюдь не безоблачное. Во-первых, сами топ-менеджеры Фольксвагена признают резкое сокращение количества предзаказов — с 300 тысяч за первые три квартала 2022 года до 150 тысяч за тот же период 2023-го. Возможно, виновато постковидное насыщение рынка: покупатели, заказавшие свои электромобили в дефицитные времена, наконец-то их получили, а новых желающих явно не хватает. А во-вторых, за последние недели произошла целая череда весьма показательных событий.
В минувшем сентябре было объявлено об отказе от строительства новой фабрики для производства электромобилей на перспективной масштабируемой платформе SSP (проект Trinity). Причиной послужили неоправданно высокие требуемые инвестиции в размере 2 млрд евро. Вместо этого решено малой кровью модернизировать уже существующее производство в Цвиккау.
Затем, в октябре этого года, стало известно об отмене планов по строительству батарейной гигафабрики в Восточной Европе: теперь там будет организовано производство двигателей внутреннего сгорания. Пока подтверждены лишь три аккумуляторных мегазавода — в Германии, Испании и Канаде. А ведь по изначальным планам 2021 года в одной только Европе к 2030 году гигафабрик должно было быть аж шесть штук.
В прошедшем октябре также было два раза остановлено производство электромобилей Volkswagen ID.3 и Cupra Born. По две недели «отдыхали» заводы в Дрездене и уже упоминавшемся Цвиккау. А позже стало известно о сокращении рабочих смен на других производствах, где выпускают кроссоверы Volkswagen ID.4 и ID.5, а также Audi Q4 e-tron.
Объявленные весной этого года планы по выпуску «бюджетного» электромобиля ценой менее 20 тысяч евро сейчас ставятся под сомнение. По изначальному плану такую низкую цену должны были обеспечить большие объемы производства (эффект масштаба) и применение аккумуляторов с новейшими призматическими ячейками. Однако глава концерна Volkswagen Оливер Блюме уже не уверен, что этого будет достаточно для столь радикального снижения цены. К слову, даже бензиновая Skoda Fabia сейчас в Германии стоит минимум 19190 евро.
Наконец, за ID-моделями уже тянется неприятный шлейф недоработок и отзывных кампаний. Вот и в США на днях объявлен очередной отзыв, затронувший 23883 кроссовера Volkswagen ID.4. Причина — возможность возгорания. Только опасность исходит не от нагруженной тяговой батареи или силовой электроники, а от… шторки панорамной крыши. Заявлено, что аксессуар не воспламеняется сам по себе, однако если что-то полыхнет снизу, то «пожароопасность применяемого материала иногда может превышать максимально допустимый уровень».