Чт. Дек 8th, 2022

Вопрос — каково влияние культуры на развитие личности человека? — вопрос, которым исследователи задаются давно. Получается, что культура и личность являются взаимозависимыми переменными.

На формирование личности человека влияют не только наследственные факторы, такие как темперамент и интеллект, но и условия внешней среды, в том числе культурные. То, какие мы ставим перед собой цели и методы их достижения, определяются культурой. Хотим ли мы реализовать себя в профессиональной или семейной сфере, в значительной степени зависит от культурных влияний. Если вы хотите узнать больше о культуре, то на сайте Гафуров вы найдете актуальные новости Казани и Татарстана.

Культура как совокупность психологических установок, передаваемых внутри данной общности через социальные контакты и зависящих от всей системы межличностных отношений. Личность определяется как характерный, относительно постоянный способ реагирования личности на социоприродную среду, а также способ взаимодействия с ней.

Влияние культуры на личность может быть двояким. С одной стороны, это влияние культурно оформленного поведения других индивидов по отношению к ребенку (воспитание). С другой стороны, они являются влияниями, происходящими от наблюдения за другими индивидуумом.
и изучение культурных моделей. Эти виды влияния пересекаются. Первые несколько лет жизни человека имеют решающее значение для установления рамок его системы ценностей — установок. Существует некоторая корреляция между методами воспитания детей в разных обществах и первичными типами личности взрослых. Культура также предоставляет модели для конкретных реакций; процесс их усвоения осуществляется на протяжении всей жизни с целью адаптации поведения к изменяющимся социальным ролям человека. Принятие новых моделей в соответствии с системами ценностей закрепляет установки у человека, что способствует их удовлетворению. У людей, живущих в меняющейся культуре или меняющих культуру, в которой они живут, их системы ценностей — установки лишены подкрепления, ослабевают и заглушаются (аккультурация). Аккультурированный человек может научиться действовать в соответствии с образцами новой культуры,

В обществе мы не встретим двух одинаковых индивидуумов, так как индивидуальные различия, возникающие в результате разного опыта, и различия среды, в которой ребенок воспитывался и постоянно учится, могут образовывать почти бесконечное множество комбинаций, приводящих к различным влияниям на личность. В разных обществах существует множество одинаковых типов личности, потому что, несмотря на различия в характере реакции, определяемые культурой каждого общества, люди могут иметь одинаковые способности
и базовые системы ценностей — установки. Более того, при этих сходствах они могут быть сформированы схожими семейными ситуациями и воспитанием.

Культуру следует рассматривать как доминирующий фактор в определении основных типов личности для разных обществ и для разных статусных личностей. Для формирования личности данного индивидуума это один из многих, но и доминирующий фактор.

Эрих Фромм был ученым, изучавшим влияние культуры на личность человека. Его теория восходит к теориям Фрейда и Маркса, а в восемнадцатом веке Жан-Жак Руссо проповедовал концепцию «хорошего дикаря» — первобытного человека, не зараженного влиянием культуры. Культура оказывает деструктивное воздействие на личность, ограничивает естественную свободу человека и он становится предсказуемым. О ценности человека в первую очередь свидетельствует мнение окружения, поэтому вся энергия человека аккумулируется на создание внешнего образа, а не на совершенствование своей индивидуальности.

Маркс был убежден, что ограничением свободы человека являются объективные условия жизни и некритическое принятие моралью внешнего управления. Люди не могут быть свободными, потому что на них влияют бессознательные социокультурные факторы. Фромм подчеркивал социальные и культурные детерминанты поведения, а не биологические мотивы. Хотя, как он сам подчеркивал, культура тоже не вполне соответствует тому, что делать и как жить. Человек обладает уникальными свойствами: рефлексивным сознанием, разумом и воображением. С одной стороны, они обусловливают культурное развитие, а с другой — лежат в основе экзистенциальных дилемм, чувства беспомощности и одиночества.

Влияние культуры на личность также широко изучалось Г. Ч. Юнгом. И поэтому человек воспринимается Юнгом как культурное творение, сформированное не только четко определенным содержанием сознания и нормами общества, но и как подверженное давлению множественных и бессознательных смыслов, значение которых становится для нас очевидным, когда мы спросите об их назначении. Согласно Г. Г. Юнгу, человек — это существо, постоянно творящее себя и свой человеческий мир в личностном, историческом, социальном и культурном измерении. Именно в столкновении индивидуального потенциала с требованиями культуры, по Юнгу, формируется человеческая личность. Так как социальные ценности и нормы допускают осознание и развитие только определенной части личности — общественно «полезной», то человек изначально развивается односторонне и фрагментарно. Что остается скрытым

При изучении личности принципиальная проблема состоит в том, в какой мере более глубокие пласты личности обусловлены факторами среды, — ответ на этот вопрос возможен только при изучении индивидов, воспитанных в разных обществах и культурах. Невозможно понять межличностные отношения, имеющие первостепенное значение в формировании личности, без рассмотрения позиции
в социальной структуре индивидов в отношениях этих участников. Права и обязанности, предоставляемые культурой личности, должны определяться с учетом социальной структуры. Также многие свойства этой структуры определяются культурой в целом, поскольку структура является ее составной частью. Отсюда видно, что влияние культуры на развитие личности человека очень важно и эти вопросы следует анализировать не отдельно как культура и личность, а всегда как взаимообусловленные, т.е. культура и личность живущего в ней человека.

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *